Все игры Naughty Dog по порядку: хронология релизов
Ниже мы решили сразу представить список всех игр, разработанных студией Naughty Dog, начиная с её основания в 1984 году под названием JAM Software, и до последних анонсов. Он поможет проследить эволюцию студии от нишевых проектов до культовых блокбастеров.
1985–1994: Ранние годы и эксперименты
- Math Jam (1985) — образовательная игра для Apple II, обучающая базовой арифметике.
- Ski Crazed (1986) — аркадная игра о спуске на лыжах с препятствиями.
- Dream Zone (1987) — point-and-click приключение в мире снов.
- Keef the Thief (1989) — юмористическое RPG с элементами кражи и исследования.
- Rings of Power (1991) — изометрическое фэнтези-RPG для Sega Genesis.
- Way of the Warrior (1994) — файтинг для 3DO с использованием цифровых актёров.
1996–1999: Эра Crash Bandicoot
- Crash Bandicoot (1996) — платформер, ставший символом PlayStation.
- Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back (1997) — продолжение с улучшенной графикой и геймплеем.
- Crash Bandicoot: Warped (1998) — третья часть с путешествиями во времени.
- Crash Team Racing (1999) — картинг-гонки с персонажами из вселенной Crash.
2001–2005: Серия Jak and Daxter
- Jak and Daxter: The Precursor Legacy (2001) — 3D-платформер с открытым миром.
- Jak II (2003) — более мрачная и сюжетно насыщенная часть серии.
- Jak 3 (2004) — завершение трилогии с новыми локациями и транспортом.
- Jak X: Combat Racing (2005) — гоночный спин-офф, напоминающий Mario Kart.
2007–2017: Uncharted и кинематографичный подход
- Uncharted: Drake's Fortune (2007) — приключенческий экшен про Натана Дрейка.
- Uncharted 2: Among Thieves (2009) — продолжение с улучшенной графикой и новым сюжетом.
- Uncharted 3: Drake's Deception (2011) — третья часть с новыми локациями, механиками и завершающая трилогию.
- Uncharted 4: A Thief's End (2016) — завершение всей истории Натана Дрейка.
- Uncharted: The Lost Legacy (2017) — спин-офф о Хлое Фрейзер.
- Uncharted: Legacy of Thieves Collection (2022) — A Thief's End и The Lost Legacy, но с обновленной графикой на ПК
2013–2024: The Last of Us и новые горизонты
- The Last of Us (2013) — постапокалиптический экшен с сильной эмоциональной составляющей.
- The Last of Us: Left Behind (2014) — DLC, раскрывающее предысторию Элли.
- The Last of Us Remastered (2014) — обновлённая версия для PS4.
- The Last of Us Part II (2020) — продолжение истории Элли и Джоэла спустя 4 года после событий оригинала.
- The Last of Us Part I (2022) — ремейк оригинальной игры для PS5 и ПК.
- The Last of Us Part II Remastered (2024) — обновлённая версия для PS5 и ПК.
Будущее: Intergalactic и новые проекты
- Intergalactic: The Heretic Prophet (TBA) — анонсированная научно-фантастическая игра, разрабатываемая для PS5.
Ранние годы Naughty Dog: 1985–1994
До того как стать одной из самых влиятельных студий Sony, Naughty Dog существовала под именем JAM Software и была обычным гаражным проектом двух друзей — Энди Гэвина и Джейсона Рубина. В этот период студия экспериментировала с жанрами, платформами и визуальным стилем. Многие из их игр были нишевыми и выпускались на малораспространённых платформах вроде Apple II и 3DO.
Они выпускали разные проекты — от математических кликеров до сюрреалистичных RPG вроде Dream Zone. Неудивительно, что такие игры не стали хитами. Но они заложили основу: техничность, нарратив и склонность студии к экспериментам. Особенно выделяется Way of the Warrior, — безумный файтинг, который привёл команду к знакомству с Universal и стал билетом в «большую лигу». Это десятилетие было для Naughty Dog этапом становления. У студии ещё нет собственного лица, но есть амбиции и тяга к нестандартному подходу.
Эра Crash Bandicoot: 1996–1999
В 1996 году Naughty Dog совершила прорыв — на свет появилась Crash Bandicoot. Игра стала визитной карточкой первой PlayStation и настоящим культурным феноменом. В игре было все, о чем можно мечтать на тот момент: 3D-графика, интересные и проработанные уровни, отличная анимация и харизматичный персонаж.
Вместо привычной 2D игры, Crash Bandicoot была 3D игрой, использовала камеру из-за спины и линейные коридоры, что позволяло выжать максимум из железа PS1 и создать иллюзию объёма. Каждая последующая часть серии проводила работу над ошибками и становилась лучше:
- Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back (1997) – улучшили платформинг, добавил новые механики и игра стало заметно лучше работать.
- Crash Bandicoot: Warped (1998) – добавили путешествие во времени, вариативность уровней (вода, мотоциклы, динозавры), а также ввели систему прокачки.
- Crash Team Racing (1999) стал ответом на Mario Kart и доказал, что Naughty Dog умеет делать не только платформеры, но и качественные аркадные гонки.
Благодаря Крэшу Naughty Dog стала уже не просто «перспективная команда», а создателями одной из главных игр всей консольной эпохи.
Эра Jak and Daxter: 2001–2005
С переходом на PlayStation 2 Naughty Dog оставили игры про Крэша другой студии и представили новую франшизу — Jak and Daxter, которая задала новый стандарт 3D-платформеров. Это был серьёзный шаг вперёд по всем фронтам: от визуала и анимации до дизайна мира и сюжета.
Jak and Daxter: The Precursor Legacy (2001)
Классический платформер с открытым миром без экранов загрузки — на то время революция. Яркий визуальный стиль, внятная прогрессия, харизматичные персонажи и высочайший уровень анимации. Игра задала основу вселенной и показала, что платформеры могут быть кинематографичными.
Jak II (2003)
Вторая часть радикально изменила тон. От мультяшности остался только визуальный стиль, но сюжет стал мрачнее, а индустриальный город и глубокие механики это все только подчеркивали. Появились стрельба, транспорт, элементы песочницы. Главный герой Jak начал говорить, а история приобрела серьёзную драматическую линию.
Jak 3 (2004)
Финал трилогии стал логичным развитием идеи: расширенные территории, новые биомы и локации. новые типы оружия, апгрейды и сюжет с элементами sci-fi. Jak окончательно стал героем, а серия — зрелой игровой франшизой.
Jak X: Combat Racing (2005)
Гоночный спин-офф, объединивший механику из CTR и шутерные элементы. Далеко не такой культовый, как основная трилогия, но крепкий и технично выполненный проект с сюжетом и мультиплеером.
Под конец Jak and Daxter уже не считалась просто «игрой для детей». Это были амбициозные, продуманные экшены, в которых Naughty Dog начала нащупывать тот самый нарративный стиль, который позже определит их главные хиты.
Эра Uncharted: 2007–2017
С выходом PlayStation 3 Naughty Dog полностью переосмыслила своё творчество и создала Uncharted — серию, с которой её начали ассоциировать миллионы игроков по всему миру. Это был переход от мультяшных миров к реалистичной графике, живым персонажам и кинематографичному повествованию.
Uncharted: Drake’s Fortune (2007)
Первая часть заложила фундамент: археолог Натан Дрейк, настоящий охотник за сокровищами в экзотических локациях с безумным экшеном в геймплее. Игра сочетала элементы Tomb Raider и Indiana Jones, но с куда более зрелищными сценами и остроумным сюжетом.
Uncharted 2: Among Thieves (2009)
Сиквел закрепил серию в числе легендарных игр. Больше масштаба, больше кинематографичности в катсценах, уникальные уровни, ситуации, и почти идеальный баланс между экшеном, головоломками и диалогами. Uncharted 2 считается эталоном приключенческого блокбастера.
Uncharted 3: Drake’s Deception (2011)
Фокус на сюжет, персонажей и личную драму Дрейка. Новые локации, песчаные бури, кораблекрушения, сцены с погонями и подтексты о доверии. Игра в очередной раз удивила игроков как интересным сценарием, так и технической частью.
Uncharted 4: A Thief’s End (2016)
Завершение истории Натана Дрейка. Более зрелая, размеренная и глубокая игра. Акцент на семейных отношениях, прошлом Дрейка и цене всех его предыдущих и нынешних приключений. Визуально игра была и остается одной из самых красивых игр на PS4.
Uncharted: The Lost Legacy (2017)
Спин-офф без Дрейка, с Хлоей и Надин в главных ролях. Более компактный, но насыщенный проект с новым сеттингом и отличной динамикой. Показал, что серия может жить и без своего центрального героя.
Uncharted: Legacy of Thieves Collection (2022)
Включает в себя A Thief's End и The Lost Legacy, но с обновленной графикой и без мультиплеера. Этим изданием разработчики решили наконец познакомить и ПК геймеров с серией.
Uncharted стала для Naughty Dog тем, чем стала GTA для Rockstar: серией, определившей лицо студии. Именно здесь окончательно сформировался почерк — эмоциональные сцены, мощный сторителлинг, выразительная мимика и управление, которое дарило игрокам ощущение «как в кино».
Эра The Last of Us: 2013–2024
В какой-то момент в Naughty Dog захотели переосмыслить Uncharted. Создать не ураганный экшен с кучей перестрелок и шутливым сюжетом, а наоборот. Рассказать историю глубокой драмы, исследующие сложные моральные темы, психологию, любовь и насилие в разрушенном мире. Игровые механики уходят в сторону реалистичности, и пропускают вперёд персонажей с их эмоциями и проблемами.
The Last of Us (2013)
История Джоэла и Элли в постапокалиптической Америке стала откровением. Серьёзный сценарий, крепкий геймплей, построенный на стелсе и выживании, мощная актёрская игра. В отличие от всех предыдущих тайтлов студии, здесь была боль, тишина, умеренный саундтрек и вопросы человечности. Игра стала культовой и выиграла массу наград, включая «Игра года».
Left Behind (2014)
Дополнение, раскрывающее прошлое Элли и её первую любовь — Райли. Тихий, личный эпизод, который уравновешивает экшен основной кампании. История, рассказанная без пафоса, но с эмоциональным ударом в финале.
The Last of Us Remastered (2014)
Обновлённая версия для PS4 с улучшенной графикой и всеми дополнениями.
The Last of Us Part II (2020)
Продолжение, вызвавшее бурные споры. Смены перспективы, жестокие моральные дилеммы, слом привычного темпа. Элли и Эбби становятся противоположностями в мире, где каждый считает себя правым. Игра стала художественным заявлением – сложным, смелым, не всем понравившееся, но точно выдающееся.
The Last of Us Part I (2022)
Еще один ремастер первой части на движке второй игры. Новый уровень визуала, анимации и проработки окружения. Отличный способ начать знакомство с серией, особенно для тех, кто пришёл после сериала от HBO.
The Last of Us Part II Remastered (2024)
Финальный штрих — обновление второй части с режимом-рогаликом No Return, комментариями разработчиков и визуальными улучшениями.
The Last of Us — это в какой-то степени кульминация всего, к чему шла студия: сценарий высочайшего уровня, постановка как в кино и управление, которое дает игрокам контроль над каждым шагом персонажа. The Last of Us заставила многих испытать крайне сильный и запоминающийся эмоциональный опыт, который будет сложно забыть.
Что дальше? Будущее Naughty Dog
После громкого успеха The Last of Us и завершения истории Натана Дрейка, студия взяла паузу в публичных анонсах. Известно, что в разработке находился мультиплеерный проект по вселенной TLoU (кодовое название — Factions 2), но в 2023 году Naughty Dog официально заявила, что проект отложен на неопределённый срок.
Также в сети периодически всплывают слухи и новости о новых IP — например, недавно анонсированная Intergalactic: The Heretic Prophet, научно-фантастической игре с упором на повествование. Но ясно одно: студия не торопится и работает над чем-то большим. Naughty Dog всегда делала ставку на качество, а не на количество. И если судить по их прошлым релизам, следующая игра будет не просто проектом — а событием, способным задать новые стандарты индустрии.
Как поиграть в игры Naughty Dog на слабом ПК?
От примитивных аркад до сюжетных блокбастеров — путь Naughty Dog впечатляет. Их игры стали неотъемлемой частью истории PlayStation и культуры видеоигр в целом. Но чтобы пройти весь этот путь самому — не обязательно иметь консоль или мощный ПК.
Сервис Fog Play позволяет запускать игры в облаке без скачиваний, обновлений и загрузок. Уже сейчас ты можешь перепройти The Last of Us Part II Remastered или Uncharted 4 даже на офисном ноутбуке, планшете или смарт-ТВ. А когда выйдет следующая игра Naughty Dog — ты сможешь включить её в день релиза, на любых настройках, без лагов и ожидания. Облачный гейминг — это уже не будущее. Это нормальный способ играть в лучшее — прямо сейчас.