Каждый год выходит множество игр, но далеко не все из них получают заслуженное внимание. Иногда это проекты небольших студий без громкой маркетинговой кампании, иногда — необычные игры, выбивающиеся из привычных жанровых рамок. Однако именно такие тайтлы часто предлагают по-настоящему оригинальный и запоминающийся опыт.
Skin Deep
Это Metal Gear Solid в космосе. Это «Крепкий орешек», но вы спасаете кошек (которые потом присылают вам письма на электронную почту). Это Dishonored, только с комедийным арсеналом: дезодорантом, мыльной пеной и перцовкой, вызывающей чихание. Я продолжу перечислять игры, пока вы не попробуете Skin Deep — одну из наших любимых в 2025 году.
Вы играете за «коммандо страховой компании заморозки» по имени Нина Пасадена и методично зачищаете 16 космических кораблей от пиратов. Делаете это не стрельбой, а используя окружение: открываете шлюзы, пускаете в ход мыло и управляете камерами. В лучших традициях immersive sim здесь важна не сила, а изобретательность — например, вы можете плюнуть через комнату, чтобы активировать ловушку. Анимация движения плавная, а выбор старого движка Doom 3 придаёт игре особую ретро-эстетику, которая ощущается в каждой детали.

Uncle Chop's Rocket Shop
Если FixFox 2022 года напоминала летнюю подработку в космической мастерской, то Uncle Chop’s Rocket Shop — это та же работа, только спустя двадцать лет и за те же гроши, в мире, который медленно рушится. Это очень смешная, необычайно умная игра, которая добавляет в свой симулятор ремонта элементы roguelike-хаоса. Под давлением времени вам предстоит чинить странную космическую технику, сверяясь с руководством пользователя. Центральная механика — напряжённая и насыщенная: сочетание ограничения по времени и множества возможных конфигураций машин постоянно держит в тонусе.
Почему игра не стала мейнстримом? Вероятно, потому что она слишком своеобразна — в неё трудно вникнуть без личного опыта. Кроме того, релиз в разгар декабрьского наплыва новинок не пошёл ей на пользу. Да и вряд ли симулятор работы, где нужно запоминать схемы оборудования и читать техдокументацию, звучит как легкое развлечение. Но если вы готовы нырнуть в её грубый, временами жестокий, но честный мир — она подарит массу удовольствия. Главное, быть готовым по-настоящему поработать.

Loco Motive
Эта игра началась как проект на геймджеме, созданный всего за две недели, а затем постепенно развивалась в течение нескольких лет. В результате получилось одно из лучших классических point-and-click приключений за последнее время — а таких за последние месяцы вышло немало. Это комедийный детектив, действие которого разворачивается в переполненном поезде, полном чудаков и странных личностей. История насыщенна неожиданными поворотами и ведётся от лица трёх разных персонажей.
Loco Motive действительно ощущается как проект Lucasarts из 90-х, но с более качественной озвучкой, чуть более дерзким юмором и менее запутанными головоломками.
Почему игра не стала хитом продаж? Всё просто: жанр квестов сложен для продвижения. Классические point-and-click приключения давно не в моде. Были отдельные громкие успехи вроде There Is No Game: Wrong Dimension, но они отходят от устоявшейся формулы. Даже свежие ремастеры Sam & Max не стали бестселлерами. Тем не менее, Loco Motive — отличный вариант для тех, кто только знакомится с жанром, прежде чем погружаться в более глубокие и мрачные дебри игр от Sierra и Lucasarts.

Straftat
Многие разработчики продолжают ностальгировать по классическим аренным шутерам вроде Unreal Tournament и Quake 3. Но попыток вернуть жанр к жизни было много, а настоящих успехов — единицы. Straftat, странный и в основном бесплатный 1v1 deathmatch-шутер, сумел ухватить что-то неуловимое. Несмотря на бетонные карты и болезненно-зелёных гуманоидов, визуально отталкивающих, в игре есть искра. Короткие матчи, сотни компактных арен, хаотичный арсенал и подчёркнуто непринуждённая атмосфера — всё это сделало Straftat победителем в номинации "Лучший FPS 2024 года" по версии редакции.
В отличие от большинства игр из этого списка, Straftat продолжает набирать популярность. Количество игроков растёт по мере добавления нового контента как в бесплатную, так и в премиум-версию. На момент публикации в игре более 220 карт — и конца не видно. Онлайн пока не исчисляется тысячами, но для формата один на один это не критично. Straftat — это грязный, брутальный интернет-бойцовский-клуб, которому хочется пожелать долгой жизни. И если вы до сих пор не попробовали — игра бесплатна.

Penny’s Big Breakaway
Казалось бы, новый скоростной 3D-платформер от разработчиков Sonic Mania — это гарантированный успех. Анонсный трейлер вызвал ажиотаж, и всё шло к тому, что игра станет хитом. Финальный релиз, несмотря на несколько багов на старте (большинство из которых уже исправлено), оставил приятное впечатление: стильная визуальная подача, отличная музыка, оригинальные идеи и, пожалуй, самое плотное размещение пингвинов на квадратный метр со времён Антарктиды.
Почему же игра не взлетела? Всё дело в её своеобразии. Penny’s Big Breakaway сложно сравнить с другими 3D-платформерами. Она добавляет к классическим прыжкам элементы скейтбордной акробатики в духе Tony Hawk: нужно грамотно выстраивать связки трюков и постоянно поддерживать импульс. При этом настоящая глубина дизайна уровней раскрывается только при повторных прохождениях — когда вы освоите техничное управление в совершенстве.
Неудачи проекта ударили по студии: после выхода игры значительная часть и без того небольшой команды была уволена. Но Evening Star продолжает работать — пусть и молча, но с тем же запалом.

Solium Infernum
Изначально выпущенная в 2009 году, эта стратегия получила стильный ремейк в 2024-м — и до сих пор остаётся одной из самых необычных и оригинальных глобальных стратегий последних лет. Вдохновением для игры, кажется, послужили работы писателя и художника Уэйна Барлоу, известного своими мрачными картинами изломанного Ада, где демонические лорды ведут бесконечную войну друг с другом. Пусть визуалы в Solium Infernum и не столь безумны, как в работах Барлоу, игра всё равно погружает в мир демонической дипломатии, где вас ждут позиционные битвы на гексах, политические интриги и обязательное предательство.
Что помешало игре выйти в прайм-тайм? Вероятно, её ориентация на мультиплеер и дипломатические механики. В игре есть одиночный режим, но основная прелесть — в игре против живых людей. Формат асинхронного прохождения по электронной почте перешёл из оригинала и до сих пор работает: вы заключаете сделки, а потом предаёте друзей ради победы — это куда приятнее, чем делать то же самое с ИИ. Проблема в том, что для этого нужно собрать группу друзей, готовых купить полноценную игру.
Тем не менее, Solium Infernum продолжает жить: в честь годовщины вышло крупное обновление с новым контентом, несмотря на то, что сама студия сейчас официально находится в «спячке». Настоящий адский проект на энтузиазме.

MechWarrior 5: Clans
MechWarrior 5: Clans — это игра мечты для всех, кто с детства жил вселенной BattleTech. Здесь всё, что фанаты ждали годами: современная графика, напряжённая космическая опера, ссорящиеся пилоты и политические интриганы, будто сошедшие с экранов Wing Commander. Это игра, в которую приятно возвращаться небольшими сессиями — и она действительно доставляет удовольствие. Но, к сожалению, коммерческого прорыва, на который надеялась студия, не случилось. В результате — очередная волна увольнений.
Piranha Games будто пытается пнуть мяч, который всё время уводят в сторону. MechWarrior Online не стал хитом? Аудитория сказала: нужен сингл. Выпустили MechWarrior 5: Mercenaries — но критика требовала сюжет, а не песочницу. Clans стал логичным следующим шагом. И всё же — возможно, на франшизе BattleTech висит проклятие, если вспомнить судьбу Harebrained Schemes.
Тем не менее, даже после сокращений проект жив: уже анонсировано сюжетное расширение, где нас ждут бои в открытом космосе и силовая броня. Это шанс на второе дыхание, которого игра действительно заслуживает.

Xenotilt
Лучшие аркадные игры умеют растянуть минутный цикл на вечность — и Xenotilt (продолжение отличной Demon’s Tilt 2019 года) делает это виртуозно. Вдохновлённая классическими «приключенческими» пинболами от Naxat, вроде Devil’s Crush, эта игра — чистейший режим набора очков, обёрнутый в яркий научно-фантастический пиксель-арт с мощным FM-синтез саундтреком.
Вся игра разворачивается на одном столе, разделённом на три «этажа». Вы сбиваете роботов, раздавливаете пришельцев и с каждой попыткой всё дольше удерживаете шар, оттачивая стратегии для множителя очков. Это гипнотический ритуал, где каждая секунда — шаг к рекорду.
Почему же Xenotilt не стал мейнстримом? В эпоху пинбольных симуляторов на десятки столов вроде Pinball FX и Zaccaria Pinball, проект с одной ареной — непростая продажа. Особенно когда нет логотипов Marvel, Williams и трассировки лучей. Но какой это стол! Отточенный, насыщенный, вызывающий зависимость. Судя по отзывам в Steam, множество игроков проводят в нём по 15+ часов.

Antonblast
Antonblast — один из лучших 2D-платформеров прошлого года, хотя на вид он будто вывалился из портала из 2002-го. Он выглядит, звучит и ощущается как безумная игра для Game Boy Advance, основанная на шумном мультсериале конца 90-х, которого никогда не существовало. Разрабатывался он почти параллельно с хитом 2023 года Pizza Tower, вдохновлён теми же источниками — серией Wario Land и немного Crash Bandicoot. Вас ждёт хаотичный геймплей: вы с яростью пробиваетесь внутрь уровня, а потом столь же энергично вырываетесь обратно, разыскивая похищенную коллекцию выпивки неугомонного Антона. Украл её, к слову, жирнейший и мерзкий Сатана.
Почему же Pizza Tower собрал более 60 тысяч пользовательских отзывов, а Antonblast остался более нишевым успехом? Возможно, дело во времени: Pizza Tower появился первым и заполнил ту самую пустоту, которую Wario давно оставил на ПК. Кроме того, шумный и нарочито «грязный» GBA-стиль Antonblast не слишком подходит для стримов и скриншотов. Но несмотря на всё это, игра окупилась всего за месяц после релиза и нашла свою лояльную аудиторию. Очень интересно, что Summitsphere сделает дальше.

The Thaumaturge
Хорошая историческая драма становится только лучше, если добавить в неё немного магии — и The Thaumaturge это прекрасно доказывает. Польша начала XX века сама по себе интересное место для RPG: здесь хватает тяжёлых политических и социальных конфликтов. Но всё становится куда увлекательнее, когда в центре сюжета — измученный жизнью маг с тёмным прошлым и личным отрядом демонов, которых он может вызывать почти по-покемоновски. Игра к тому же выглядит великолепно. Она короче по меркам жанра (примерно 15–20 часов), но при этом практически не содержит «воды». Это сдержанный, нестандартный взгляд на RPG.
Почему игра осталась в тени? Вероятно, потому что разработчики из Fool’s Theory не особо известны широкой аудитории, а заявка на «сложную историческую политику» могла показаться слишком нишевой. Боевая система интересная, но по сравнению с другими пошаговыми RPG может показаться ограниченной: у вас есть только главный герой и один активный призыв. Тем не менее, сплав реальных исторических событий и тёмного фэнтези работает отлично. И, возможно, вы даже узнаете что-то новое по ходу прохождения.

Still Wakes the Deep
Победитель BAFTA Still Wakes the Deep занял у меня всего один вечер, но я продолжаю думать о нём почти год. Это, пожалуй, моя любимая игра студии The Chinese Room. Мрачный хоррор от первого лица разворачивается на неухоженной нефтяной платформе у побережья Шотландии в 1980-х, где что-то древнее и пугающее вырвалось из глубин. Немного стелса, немного прыжков и беготни, но в целом — вы словно играете главную роль в великолепном фильме-катастрофе с элементами ужаса.
И, как и в лучших "хоррорах с тварями", монстр здесь одновременно реален, угрожающе физичен и при этом наделён символическим смыслом. Это плотная масса биоматериала из морских глубин, пожирающая всё на своём пути — и вызывающая тревожные, неудобные размышления, которые остаются с вами даже после финальных титров.
Хотелось бы, чтобы игра стала громким хитом, но она выступила достойно. Количество отзывов в Steam — лишь часть картины: проект вышел сразу в Game Pass, и многие, как я, прошли её залпом за один вечер. При продолжительности около четырёх часов и среднем ценнике Still Wakes the Deep может показаться дорогим удовольствием, особенно в условиях роста цен. Но каждую распродажу она будет находить новых поклонников — это неизбежно.

Dungeons of Hinterberg
Dungeons of Hinterberg берёт ту самую ностальгию по классическим приключениям в духе Zelda и превращает её во что-то странное, свежее и очень уютное. Что, если бы вы могли просто уехать в живописный альпийский курорт и провести отпуск, сражаясь с гоблинами, собирая лут и размахивая магией? Игра строится на этом необычном допущении и доводит его до логического совершенства: вы не только исследуете головоломные подземелья, но и общаетесь с другими «туристами-приключенцами» и местными жителями, проживая полноценную игровую неделю.
Как и многие другие проекты в этом списке, Hinterberg вышла в Game Pass, что, вероятно, сказалось на её продажах в Steam. Но даже с учётом этого, она осталась немного в тени. С момента выхода было выпущено немало улучшений: появился полноценный режим New Game+, усложнённые бои, новые заклинания, улучшения качества жизни и, совсем недавно, бесплатное сюжетное дополнение с новым игровым персонажем. Если вы пропустили игру в момент релиза — сейчас самое время наверстать.

Drova: Forsaken Kin
Признаюсь честно: я пришёл к Drova с опозданием, но нисколько об этом не жалею. Сейчас, после серии масштабных обновлений, игра официально завершена — и я с уверенностью могу назвать её достойным наследником Gothic. Это сложная, отзывчивая action-RPG, вдохновлённая кельтской мифологией. Вы играете за обычного крестьянина, оказавшегося в волшебном и враждебном мире богов. Вы здесь не один, но это не делает ситуацию лучше — большинство персонажей настроены недружелюбно, и без подготовки вас запросто могут побить, отобрать всё и рассмеяться вслед.
При этом бой здесь куда динамичнее и отзывчивее, чем в грядущем ремейке Gothic, что делает игру доступнее — но не проще. Даже с видом сверху, рассчитанным на более современное восприятие, Drova остаётся прямолинейной, суровой RPG в духе классики.
Вряд ли у игры были шансы стать хитом — уж слишком нишевый жанр. Но стабильно высокие пользовательские оценки и активное комьюнити говорят о том, что спрос на сложные, техничные ролевые игры никуда не делся. Drova легко может стать культовым проектом, который будут открывать и переоткрывать ещё долгие годы — особенно с учётом тех доработок, что разработчики внесли после релиза.

1000xRESIST
О 1000xRESIST уже сказано так много умными людьми, что добавить что-то новое непросто. Это одна из тех редких игр, которые появляются раз в поколение и сразу становятся любимцами критиков — недавно проект был номинирован на премию Hugo. Перед вами сложный, многослойный научно-фантастический сюжет о клонированном обществе, разваливающемся на рубеже времён. И одновременно — глубокое размышление о семейных отношениях в азиатской диаспоре.
Это высококонцептуальная фантастика: о таинственных существах, пришедших извне, и о том, во что может превратиться человечество после тысячелетий культурной и языковой эрозии. Но также и о тревогах, комплексах и противоречиях подростков, живущих под давлением семейных и социальных ожиданий.
Почему в неё сыграло так мало людей? Возможно, потому что всё вышеописанное звучит излишне претенциозно. Трудно говорить о 1000xRESIST и не показаться занудой. Добавим к этому нарочито малобюджетную стилистику и тот факт, что это в основном линейное повествование — и игра теряет часть привлекательности для широкой аудитории. На стриме она почти не отличается от личного прохождения. Почти.
Но в этом «почти» — весь смысл. Даже небольшие решения ощущаются важными. И если вам удалось избежать спойлеров до сих пор — просто запустите её. Такого опыта вы больше нигде не получите.
